Использование игровых технологий для развития вокально-хоровых навыков в младшей группе хора.

                    « Учиться надо весело,

                 чтоб хорошо учиться»

 

 

 

 

 

 

Использование игровых технологий  для развития вокально-хоровых навыков в младшей группе хора. 

 

 

 

Музыка – как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка не учит и тем более не поучает, а предлагает модели эмоционально - чувственного восприятия окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыка – предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства – возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и книгу он еще не может. Следует отметить, что ориентировать ребенка на специальное музыкальное образование, без достаточных на то оснований, нет необходимости, так как обществу нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Поэтому упор делается на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие детей путем взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования. “Хорошие родители важнее хороших педагогов”, – говорил Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

 Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце, важное место занимает пение. Исполняя музыкальное произведение, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему.

Пение, как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому. Наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения - является хоровое пение, как один из видов коллективной исполнительской деятельности. В условиях массового образования и воспитания оно выполняет следующие функции:

  • хоровое пение расширяет музыкальный кругозор детей, формирует положительное отношение к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе её непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке;
  •  хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса детей, формирует определённый объем певческих знаний, умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения;
  • являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, умения и навыки коллективной деятельности и др.;
  • содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально - нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

 

Одним из обязательных условий гармоничного развития детей я считаю формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни.

Большое значение для развития ребёнка  имеет способ подачи материала. Необходимо также учитывать возрастные особенности исполнителей. Поэтому,  особое  значение отводится игровым технологиям.

Особое место на занятиях отводится звуковым играм, дыхательной и артикуляционной гимнастике, элементам самомассажа.

Для поддержания интереса детей к процессу обучения пению особая роль отводится занятиям-играм. Сознательная установка учащихся формируется именно в игре, но не просто в воспроизведении заданных правил игры, а в самовыражении своего “Я” всеми возможными средствами.

Упражнение-игра “Прогулка”

Цели: развитие навыков эмоциональной выразительности, владение певческим аппаратом.

Методический материал: использованы вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева, В. Емельянова.

Задание: дети внимательно слушают рассказ учителя, выполняют соответствующие упражнения.      

Рассказ    

 

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью.

Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).

 

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.

 

Но однажды подул сильный ветер.

Активный долгий выдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?”

         “Щелкать” высоко.

От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?

“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”.

              От верхнего “о” к нижнему “у”

 

“о – у”.

 

Но Лошадка не послушалась и побежала  

 

“Щелкать” высоко

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.     

 

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше.     

 

“Щелкать” высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук.

 

Долгий звук “ш-ш-ш”

“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка   

“Щелкать” высоко

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку     

 

Звук “ш” короткий по 4 раза

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.

Звук “ф” по 4 раза

 

Застрекотал кузнечик.

 

Звук “ц” по 4 раза

Пролетел жук    

 

Звук “ж” продолжительный

За ним – комар           

 

Звук “з” продолжительный

 

А ветер дул все сильнее и сильнее

Продолжительный выдох

Лошадка замерзла

Звук “брр” 4 раза

И побежала домой      

 

“Щелкать” высоко

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама

 

“Щелкать” низко медленно

Она стала согревать Лошадку      

 

Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

 

Эти упражнения-игры предшествуют дикционным упражнениям и вокально –хоровым. Они настраивают ребёнка на выполнение более сложных задач, создают непринуждённую, творческую атмосферу. 

Дикционные упражнения способствуют чистоте интонирования, красоте звучания голоса, исправлению речевых дефектов.

 С огромным удовольствием дети произносят скороговорки в различных вариантах говорения – от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям, при этом учитывается и эмоциональный аспект, чтобы текст не был “сухим”.

Учитывая возрастные особенности детского коллектива, необходимо использовать методические приёмы, направленные на поддержку интереса детей к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение:

 

  • прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”);

 

  •  прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;

 

  • прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку, например:

 

“Вы коты, коты, коты,

 У вас желтые хвосты.

 Вы коты, коты, коты,

 Принесите дремоты”;

 

  •  декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).

 

Таким образом,  выше перечисленные методические приемы способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям детей, развитию воображения.

 

 

И если подлинно поется,

       И полной грудью, наконец,                                                                                                  Все исчезает – остается

 Пространство, звезды и певец!

 

О. Мандельштам

 

 

Значение коллективной исполнительской деятельности для развития творческих способностей детей.

В своей работе я использую некоторые методы вокальной педагогики.

 

Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

 

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

 

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

 

 

Наш сайт открылся!

Наш сайт открылся 26.12.2011.

html counterсчетчик посетителей сайта